• Размер текста: А А А
  • Цвет сайта: Ц Ц Ц
  • Фото:

Посетители Online

We have 10 guests and no members online

     
 
Музыка – лучший учитель
 
 

Проект «Музыка для всех», стартовавший в 2013-м году по инициативе первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила НИКОЛАЕВА, сегодня стал одним из эффективных инструментов развития интеллектуального и творческого потенциала детей в системе образования Якутии. На данный момент им охвачено 78% школ и 58,8% детских садов. О реализации этого проекта мы беседуем с руководителем Центра «Музыка для всех» Ольгой ХАРАЙБАТОВОЙ.

«В республике созданы все условия для развития таланта детей с малых лет.  Необходимо усилить такую работу в начальных классах, чтобы талант, выявленный в раннем детстве, развивался и в школе. Нужно готовить специализированные кадры, которые могли бы вести ребёнка, как в детском саду, так и в начальных классах. Ведь кто, как не воспитатель, может знать и дальше развивать задатки ребенка»

Михаил Николаев, первый президент РС(Я).
Совместная коллегия Министерства образования и науки и Министерства культуры и духовного развития республики.
28 ноября 2019 г.

Справка

Концепция проекта «Музыка для всех» зародился на первом Международном конгрессе «Музыкальное  искусство и образование в духовном развитии общества» 2013 году, в котором  приняли участие 200 человек. В 2014 году Правительством республики было принято распоряжение «О реализации проекта на 2015-2022 годы» .

В 2015 году состоялся второй международный конгресс«Музыка для всех: международный мастер-класс», после которого Проект «Музыка для всех» включен в перечень 100 общественно значимых инициатив к 100-летию Якутии.

В 2019 году состоялся третий международный конгресс «Музыка для всех:от международных мастер-классов к международным конкурсам» и первый международный конкурс молодых исполнителей «Розовая чайка».

Республиканский проект «Музыка для всех» нацелен на воспитание в первую очередь будущих ценителей музыки. Он предполагает увеличение часов занятий музыкой, вовлечение детей в музыкальное искусство, открытие профильных музыкальных образовательных учреждений. По мнению кураторов проекта, наряду с буквами и цифрами каждый ребенок должен знать еще и ноты. Сегодня этот проект внесен в Стратегию социально-экономического развития Якутии.

Благодаря «Музыке для всех» учителя музыки и музыкальные руководители детсадов обеспечены программами переподготовки и повышения квалификации, создана Ассоциация учителей музыки. В рамках проекта проводится Международный открытый конкурс молодых музыкантов «Розовая чайка» под эгидой ЮНЕСКО, в котором участвует сотни юных и взрослых музыкантов не только из Якутии, но из регионов России и стран зарубежья.

С октября 2013 года был реализован первый этап проекта по созданию фундаментальной нормативно-правовой базы.

С 2014 по 2020 год идет второй этап реализации проекта «Музыка для всех»по обеспечению доступности и полноценности музыкального образования для всех детей республики путем увеличения объема учебных часов по предмету «Музыка» в общеобразовательных школах республики до 3-х часов в неделю в 1-4 классах, до 2-х часов неделю в 5-9 классах.

С 2020 по 2022 годы к 100-летию республики предстоит третий этап проекта. Цель – воспитание каждого школьника РС(Я), как компетентного слушателя, любителя и ценителя музыки, обладающего базовыми навыками игры на музыкальных инструментах и основами музыкальной культуры. 

Музыка гармонизирует работу мозга

Ольга Харайбатова, руководитель Центра проекта «Музыка для всех»:

— Главная цель нашего проекта «Музыка для всех» — внедрение всеобщего музыкального образования в средних школах республики. Почему это так важно? Как говорит профессор Дина КИРНАРСКАЯ, проректор РАМ им. Гнесиных, один из идейных вдохновителей нашего проекта, что «художественное образование вообще, и музыкальное в частности, является сильнейшим катализатором и стимулятором умственной деятельности, к чему бы эта деятельность ни относилась – к науке, политике или литературе».

Лиссабонский конгресс сделал вывод о том, что дальновидные государства наращивают свой «человеческий капитал», умножая и активизируя художественное образование и готовясь к наступлению века информации и креативной индустрии; недальновидные государства, преследующие лишь сиюминутные выгоды, урезают долю искусств в школьной программе, не задумываясь о последствиях.

Ольга Харайбатова: — Сейчас в школах часы, отведенные музыке, сокращаются, их приравнивают к кружковой работе наряду с ОБЖ, зачастую ведут эти занятия неподготовленные педагоги. Между тем все передовые в научно-техническом плане страны вводят массовые занятия музыкой с младших классов. Успехи Финляндии, Японии, Китая или Южной Кореи прямо связаны с широким обучением детей и подростков к искусству, музыке, которое обеспечивает государственное образование.

 

Группа ученых под руководством Готфрида Шлауга (GottfriedSchlaug) пришла в ходе своих исследований к выводу, что совсем недолгие занятия музыкой, например, в течение года по часу в день, приводят к радикальным изменениям в структуре мозга: corpuscallosum-соединительная лента между правым и левым полушарием мозга -увеличивается на целых 25%.

Ольга Харайбатова:— Доказано, что музыкальные занятия формируют и стимулируют растущий мозг ребенка, позволяя заложить фундамент, как для будущего творчества, так и для освоения научного мышления. Эти навыки пригодятся во многих жизненных ситуациях, далеких от музыки, от искусства вообще. В музыке есть гармония жизни, Вселенной, ее вибрации гармонизируют работу нейронов мозга, что благотворно сказывается на развитии ребенка. Прекрасный пример –  гениальный физик Эйнштейн, который, как известно, увлекался с детства игрой на скрипке.

Музыка с детского сада

Ольга Харайбатова: — Помимо внедрения музыкального образования в школах, мы занимаемся музыкальным просвещением в более раннем возрасте – в дошкольных учреждениях. Идея проекта «Музыка для всех — Детские сады» зародилась в ходе Международного музыкального конгресса в Якутске (2015 г.), почетным участником которого была Президент Международного музыкального образования (ISME) Шейла Вудворд, которая  считает, что дети должны иметь возможность обучаться музыке, начиная с дошкольного возраста, что стимулирует раннее развитие интеллекта ребенка. Для этого необходимо обучить музыкальных работников детских садов новым методикам работы, закупить наборы музыкальных инструментов для обучения детей и разработать специальные программы с учетом российского и международного опыта.

 «Я бы хотела в будущем увидеть, что каждый ребенок в Якутии играет на музыкальном инструменте. Положено начало очень достойному движению. Это как приливная волна, которую невозможно остановить и это дорого стоит».
Шейла Вудворд, экс-президент ИСМЕ

Флейта для девочки из Тикси

Ольга Харайбатова:— Сегодня мы успешно используем форму выездного музыкального обучения «Пятая четверть». Ведь в каникулы музыкальные школы пустуют и там можно организоватьвыездную творческую школу – в улусы приезжают музыканты, педагоги и проводят занятия не только для школьников, но и для населения. Получаются каникулы с полным погружением в музыку. Мы провели «Пятую четверть» в Жиганске, Оленьке, Анабаре, Тикси.

Больше всего нас тронула девочка в Тикси, которая пришла на занятия с флейтой, которую сделала сама из бумаги. По окончанию каникул педагоги подарили ей настоящую флейту, чтобы она могла продолжить заниматься музыкой. Мы должны дать возможность каждому ребенку встретиться с настоящей музыкой.

 

«Существует замечательное высказывание: всякий, кто близок к музыкальному искусству, должен был однажды пережить роман с музыкой. Организовать этот роман – наша первейшая задача. Но, как ни странно, мы к этому еще не слишком готовы».
Дина Кирнарская, профессор РАМ им. Гнесиных

Объединить усилия работников образования и культуры

Ольга Харайбатова:— Мы уделяем много внимания повышению квалификации музыкальных педагогов, как в общеобразовательных школах, так и в дошкольных учреждениях, проводим обучающие мастер-классы, семинары. Нам активно и плодотворно помогают преподаватели Высшей школы музыки РС(Я) им. В.А.Босикова Евдокия Карманова и Зинаида Павлова. С целью пропаганды и объединения усилий педагогического сообщества в деле внедрения широкого музыкального образования я редактирую и издаю журнал «Музыка для всех», который освещает всю нашу деятельность по реализации проекта, так же для этих целех создан сайт muzforall.ru.

Сегодня 426 школ и 416 дошкольных учреждений республики участвуют в проекте«Музыка для всех».Впереди много напряженной работы – предстоит добиться c 2020-21уч.года внедрения трех часов преподавания музыки во всех школах республики. 28 ноября состоялось заседание межведомственной комиссии Министерства образования и науки и Министерства культуры РС(Я) по реализации проекта «Музыка для всех», включенного в список инициатив к 100-летию республики, на котором были выработаны рекомендации. Надеемся, что совместными усилиями нам удастся добиться видимых результатов и ввести преподавание музыки в наше образование.

Written by Администратор   |   Last Updated: Monday, 23 December 2019 05:32
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff