• Размер текста: А А А
  • Цвет сайта: Ц Ц Ц
  • Фото:

Посетители Online

We have 27 guests and no members online

     
 
Золотая секвенция
 
 

Преамбула

Межведомственный проект «Музыка для всех» на протяжении семи лет успешно реализуется в нашей республике. В идеале ребенок, приобщенный к этому проекту должен обучиться игре на каком-либо музыкальном инструменте, быть музыкально грамотным и эмоционально отзывчивым на любые музыкальные произведения звучащие вокруг его. Научиться играть на любом музыкальном инструменте невозможно без знания музыкальной грамоты — нот, длительностей, ритмов, тональностей и т.д.  Кроме того, понятие музыкальная грамотность необходимо трактовать в широком смысле — это не только знание элементарной музыкальной грамоты, но и возможность разбираться в истории музыки в целом.

Предлагаемый Вам проект «Золотая секвенция», предполагает:

— изучение нотного письма, изобретенного итальянцем, бенедиктийским монахом Гвидо Аретинским (991-1050)[1];

— пение нот в рамках «золотой секвенции», а это знакомство с одним из самых распространенных приемов развития музыкального материала, начиная с эпохи Барокко[2];

— и, наконец, изучение истории музыки через конкретные музыкальные сочинения разных стилей, жанров и эпох — от Средневековья до XXI века.

Этот проект можно воспринимать как интерактивную форму обучения, как очередной «роман с музыкой» (Д.Кирнарская), как метод коллективного творчества детей.

Немного теории

[1] Что означает каждая нота

Сегодня для обозначения нот используются следующие полные имена:

  • Do – Dominus – Господь;
  • Re – rerum – Материя;
  • Mi – miraculum – Чудо;
  • Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
  • Sol – solis – Солнце;
  • La – lactea via – Млечный путь;
  • Si – siderae – Небеса.

 

[2] Прием построения «золотой секвенции» изобретен Г.Ф. Генделем (1685-1759)

Прежде всего, обратимся к этимологии слова «секвенция». Позднелатинское слово sequential в буквальном переводе означает то, что идет вслед. Латинское sequor — следую.

Термин секвенция в музыке используется в двух аспектах:

  1. Это жанр средневековой монодии, песнопение, исполнявшееся в мессе после Alleluia до чтения Евангелия и представляет собой прибавление к Alleluia ликующей юбиляции (jubilation - ликование). В Григорианском хорале Юбиляции представляли импровизации на последнем слоге Alleluia и в своей структуре содержали повторности.

В IX веке развитые Юбиляции стали исполняться с текстом, что и привело к возникновению жанра секвенции. Ее возникновение приписывают монаху Ноткеру Заике, служившего в Санкт-Галленском монастыре (Швейцария), который прославился не только своей архитектурой, но и своей библиотекой и художественной школой;

  1. В науке о гармонии Секвенция (по определению Ю.Н.Холопова) — «это повторение мелодического мотива или гармонического оборота на другой высоте (от другой ступени, в другой тональности), следующее сразу за первым проведением как его непосредственное продолжение».

Рассмотрим строение секвенции и определимся в терминах. Обычно всё последование называют секвенцией, а его повторяющиеся части — звеньями. Интервал, на который сдвигается первое звено, называют шагом секвенции. Чаще всего звенья сдвигаются на секунду, терцию, кварту вниз - вверх.

Классификация секвенций

Секвенции классифицируют по двум принципам:

  1. По их функции в композиции — тогда их можно разделить на внутритональные и модулирующие секвенции;
  2. По их принадлежности к какой-либо звуковой системе — т.е. они могут быть диатоническими или хроматическими;

Из этого следует, что секвенции бывают двух видов:

I вид — Однотональные — диатонические и хроматические;

II вид — Модулирующие — диатонические и хроматические;

Пример однотональных диатонических секвенций:

Количество звеньев в секвенциях бывает разной, минимально два звена, максимально до шести.

Золотая секвенция одна из разновидностей однотональной (или тональной) диатонической секвенции. Иногда её называют кварто-квинтовой, по движению басового голоса по следующим ступеням: 1-4↓-7↑-3↓-6↑-2↓-5↑-1↓(см. пример). Золотой названа за то, что она совершенна по своему строению, и пригодна для использования в музыке различных эпох, стилей  и жанров. На основе гармонии «золотой секвенции» очень удобно создавать вариации и импровизировать. Примеры №1 и №2 — это базовые схемы «Золотой секвенции»:

№1

№2

Они могут быть использованы как темы вариаций или составить основу импровизации на инструменте. Предлагаем Вам прослушать импровизации (вариации) сочиненные учениками Высшей школы музыки — пианистами Тумусовым Александром и Яковлевым Никифором.

 

Игра на инструменте-

«Золотая секвенция» состоит из 4-х звеньев. Цифровкой в учении о гармонии обозначается следующим образом:│t-s│VII-III│VI-II│Dг-t│a mollг

В джазовой музыке можно обозначить так: Am7-Dm7-G9-Cmaj-Fmaj-Dm7-E9-Am7. Шаг секвенции – секунда вниз.

Отличительная черта «золотой секвенции» — используются аккорды (трезвучия) всех ступеней ля минора (t – II – III – S – D – VI – VII). Первое звено построено на плагальном обороте │t-s│, далее последующие звенья повторяются секундой ниже и завершающее звено представляет автентический оборот │Dг-t│. Таким образом, два крайних звена образуя полный гармонический оборот │t-s-Dг-t│, создают своеобразный замкнутый круг, что придает всей секвенции совершенное звучание.

Каждый желающий может научиться играть «золотую секвенцию», исполняя либо только мелодию (на любом инструменте), либо мелодию в сопровождении аккордов. Попробуйте сами или предложите своим детям или ученикам.

В своем полном виде «Золотая секвенция» встречается редко. Исследователи утверждают, что 80 % эстрадной музыки содержат либо полную «золотую секвенцию», либо используют ее частично:

Ярким примером полного проведения секвенции является Пассакалия соль минор Г.Ф.Генделя написанная в 1710 г.

Предлагаем Вашему вниманию видеозапись «Золотой секвенции» снятой по сценарию Н.А.Бергер, профессора Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского – Корсакова. По данному сценарию уже были проведены концерты во время проведения Летних творческих школ в Жиганском и Оленёкском улусах, а также во время Торжественного праздника под названием «Интеллект, рожденный музыкой», посвященного 5-летию проекта «Музыка для всех» в 2018 году.

Сценарий проекта «Золотая секвенция» опубликован в журнале «Музыка для всех» №1 (15) в марте 2019 года. Создатели видеозаписи внесли небольшие изменения, включив два новых произведения в сценарий. Это песня «Маленький принц», из к/ф «Пассажир с «Экватора». Авторы М.Таривердиев и Н.Добронравов. И песню композитора Г.Комракова, на сл. М.Тимофеева «Эйигин саныы-саныыбын» («Думаю только о тебе»).

Уважаемые посетители сайта!

Центр проекта «Музыка для всех» предоставляет Вам информацию о «Золотой секвенции», сценарий проведения вечера, и, образцы импровизаций на тему «Золотая секвенция» не случайно и приглашает всех желающих принять участие в заочном конкурсе «Лучший сценарий на «Золотую секвенцию» и «Лучшая импровизация (вариация) на «Золотую секвенцию». Всем участникам будут выданы сертификаты о прохождении заочного семинара.

 

 

Условия проведения заочного конкурса

«Лучший сценарий на «Золотую секвенцию».

«Лучшая импровизация (вариация) на Золотую секвенцию»

 

Цель конкурса:

Активизация работы по продвижению проекта «Музыка для всех»

Задачи конкурса:

Привлечение к проектной деятельности и творческой активности преподавателей;

Создание условий для занятий музыкой детей разного возраста;

Повышение уровня музыкальной грамотности обучающихся;

Участники конкурса: преподаватели основного общего и дополнительного образования, музыкальные руководители дошкольных учреждений, а также учащиеся.

Сроки предоставления конкурсного задания: до 10 сентября 2020 г.

Порядок организации и проведения Конкурса

Для участия в Конкурсе «Лучший сценарий на «Золотую секвенцию» принимаются творческие проекты по следующим направлениям:

  1. «Золотая секвенция» для детей школьного возраста

«Золотая секвенция» для детей дошкольного возраста

Хронометраж — до 20 минут.

В Конкурсе «Лучшая импровизация (вариация) на «Золотую секвенцию» принимаются работы участников по следующим категориям:

  1. Учащиеся СОШ
  2. Учащиеся ДМШ, ДШИ
  3. Учителя, преподаватели и музыкальные руководители СОШ, ДШИ, ДОУ;

Объем – не менее двух импровизаций (вариаций) на одну тему.

Жюри конкурса

Для оценки конкурсных проектных и исследовательских работ учащихся школьного тура создается жюри.

Жюри состоит из групп, которые соответствуют секциям, заявленным участниками. В состав жюри входят преподаватели высших и средних учебных заведений культуры и искусств РС (Я).

Жюри принимает решения о присуждении грамот 1, 2, 3 степени по каждому направлению отдельно.

Сценарии и импровизации (вариации) занявшие первые места, будут опубликованы в журнале «Музыка для всех», а также использованы для проведения крупных мероприятий в рамках проекта «Музыка для всех».

Работы направлять на эл.адрес This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Центр проекта «Музыка для всех»

Контакты:

Харайбатова О.М. (8 914 223 99 80)

Павлова З.Г. (8 924 166 66 75)

 

 

Written by Администратор   |   Last Updated: Tuesday, 05 May 2020 16:16
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff