• Размер текста: А А А
  • Цвет сайта: Ц Ц Ц
  • Фото:

Посетители Online

We have 176 guests and no members online

     
 
Структура управления проекта
 
 

«Утверждаю»

__________________М.Е.Николаев, председатель

Попечительского Совета проекта «Музык для всех»

 

Организационная структура управления Республиканским проектом

 «Музыка для всех»

 

(Пояснительная записка к таблицам)

            Проект «Музыка для всех», в Республике Саха (Якутия) действует с 2013 - 2022 годы по инициативе М.Е.Николаева, Первого Президента РС(Я), Государственного советника РС(Я). Проект является одним из инициатив к 100-летию Республики Саха (Якутия).

Стратегическая цель проекта: признание роли всеобщего музыкального образования в развитие человеческого капитала Якутии.

Финансовое обеспечение проекта как одной  из инициатив, посвященных к 100-летию Республики Саха (Якутия) будет производиться в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете РС(Я) на 2020-2022 годы.

Органы управления проектом

Высшим органом управления проектом «Музыка для всех» являются Попечительский совет под Председательством Первого Президента РС(Я), Государственного советника РС(Я) М.Е. Николаева. Почетным председателем является А.С.Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Организационный комитет РС(Я) по реализации проекта «Музыка для всех» (председатель Борисов А.С.)

Методическим органомявляется Научно методический совет проекта под председательством доктора педагогических наук, профессора МГПУ Абдуллина Э.Б.

Основным координатором проекта является созданный в 2016 году при ГБОУ ВО «ВШМ РС(Я) (институт) им. В.А.Босикова Научно-методический центр проекта «Музыка для всех» под руководством к.ю.н., доцента, заслуженного работника культуры России, РС(Я) Харайбатовой  О.М.

Основные реализаторы проекта

Министерство образования и науки РС (Я), Министерство культуры и духовного развития РС (Я) Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям РС (Я) и их подразделения;

Общественные организации, учебные заведения образования и культуры.

Функции органов управления

Попечительский совет утверждает стратегические вопросы проекта, согласовывает с Главой РС(Я) и вышестоящими структурами, министерствами. Конкретные поручения Попечительского совета по реализации Концепции проекта поступают в Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития РС(Я), Научно-методический совет проекта и Научно-методический центр проекта при ВШМ.

В каждом министерстве назначаются курирующие проект заместители министров, и ответственные главные специалисты. Министерство образования и науки РС(Я) взаимодействует с Министерством культуры и духовного развития РС(Я) по вопросам внедрения Концепции проекта в СОШ, УДОД и ДОУ и проводят Межведомственные совещания и коллегии.

Предлагаемый круг вопросов для обсуждения:

— научно-методическое обобщение пятилетнего опыта внедрения проекта:

·        утверждение структуры управления проектом и создание музыкальных кластеров;

·        объявления «Трехлетия Музыки с 2020-22 г.г.» в республике

·        подготовка кадров в сфере образования, культуры и искусства;

·        по внедрению всеобщего музыкального образования в СОШ;

·        по вопросам внедрения раннего музыкального образования в ДОУ;

·        ежегодного подведения итогов реализации проекта и ожидаемых результатов;

·        по вопросам масштабирования республиканского проекта «Музыка для всех» на федеральный уровень в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»;

Решения межведомственной коллегии по реализации проекта «Музыка для всех» министерствами доводятся до подведомственных учреждений:

Министерство образования – Институту развития образования и повышения квалификации, Республиканскому ресурсному центру «Юные Якутяне», который в свою очередь доводит решения до всех СОШ, ДОУ, УДО и учебным заведениям, а также учредителям общеобразовательных школ, детских садов — Главам муниципальных образований улусов;

Министерство культуры – Ресурсно-проектному центру, который доводит до опорных школ искусств: ДШИ, ДМШ республики и учебным заведениям культуры искусства.

Министерство по делам молодёжи и семейной политики Республики Саха (Якутия), курирует грантовую поддержку общественных организаций сферы музыкального искусства и  проекта«100 инициатив к 100- летию образования РС(Я)», музыкальное волонтерство.

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) курирует вопросы популяризации проекта через СМИ.

Научно-методический совет проекта «Музыка для всех» (Э.Б.Абдуллин) разрабатывает программы внедрения всеобщего музыкального образования в общеобразовательные школы согласно Концепции с 2020-2021 учебного года с учетом 3-х часовых занятий музыкой в 1-4 классах и 2-х часовых в 5-7 классах. Программы утверждаются Министерством образования и науки РС(Я).

Научно-методический центр проекта при ВШМ (О.М.Харайбатова) является Республиканским координирующим органом по осуществлению проекта, взаимодействует с министерствами и управлениями образования улусов через РЦ «Юные якутяне», РПЦ МКиДР РС(Я) и напрямую с управлениями образования и культуры улусов и опорных школ искусств республики.

Управления образования, Управления культуры улусов республики также взаимодействуют с Научно-методическим центром проекта, РОО «Союз педагогов-музыкантов РС(Я)», ОО «Союзом музыкантов Якутии» и СМИ.

Создание музыкальных кластеров в республике

     Учащиеся средних общеобразовательных школ, детских школ искусств и музыкальных школ республики входят в состав 9 территориальных музыкальных кластеров: 1.Городской (ГО «г.Якутск», его пригороды, «п.Жатай»;

2. Центральный (Хангаласский, Намский, Горный, Кобяйский);

3.Заречный (Чурапчинский, Таттинский, Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский, Амгинский,Усть-Майский, Томпонский);

4.Южный (Алданский, Ленский, Мирнинский, Нерюнгринский, Олекминский);

5.Вилюйский (Верхневилюйский, Вилюйский, Нюрбинский, Сунтарский);

                Три кластера,  составляющих Арктическую зону:

6.Верхоянский (Верхоянский, Абыйский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский);

7.Оленекский (Анабарский, Булунский, Жиганский, Оленекский);

8.Колымский (Верхнеколымский, Среднеколымский, Нижнеколымский;

9. Индигирский (Момский, Оймяконский, Аллаиховский, Абыйский)

Направление «Пятая четверть» реализуется на базе летних оздоровительных лагерей, летних и осенних творческих школ и летних площадок в которых участвуют педагоги ВШМ РС(Я) (института) им. В.А.Босикова, Якутского музыкального колледжа, Арктического государственного института культуры и искусств и Якутского педагогического колледжа, учителя СОШ, преподаватели ДШИ и общественные организации.

Направление «Каникулы с музыкой» реализуется во время осенних, зимних, весенних школьных каникул ДШИ с общеобразовательными школами проводят недельные погружения в музыку, путем коллективного музицирования и организацией хоров.

Руководителями территориальных музыкальных кластеров являются представители министерств образования, культуры и молодежной политики, главными координаторами начальники управлений культуры или образования улусов.

У каждого кластера существует курирующие организации. Это республиканские учреждения образования и культуры, средние и высшие учебные заведения образования, культуры и искусств. Опорными учреждениями для музыкальных кластеров являются ДШИ.

Структура управления проектом «Музыка для всех» по подготовке кадров (слайд 6)

За время реализации проекта МГПУ подготовлены 6 магистров по музыкальному искусству, которые явились сподвижниками проекта в СОШ республики. В 2014 году открылось в АГИКИ программа подготовки бакалавров по направлению 53.03.06. «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профиль «Музыкальная педагогика»: 2014 г.очно-3 студента, заочно 17 студентов, 2015 г.заочно - 23, 2016 г.-заочно-10, 17 г.-11 студента. Подготовлено 34 музыкальных педагогов, которые работали в СОШ и ДШИ республики.

Высшая школа музыки также открыла подготовку  по направлению «Музыкознание и музыкально прикладное искусство» профили: «Музыкальная педагогика», «Компьютерная музыка и аранжировка», закончили 13 специалистов, которые работают в учреждениях культуры, ДШИ и СОШ. Таким образом,  за 6 лет проекта подготовлено 47 бакалавров в республике и 6 магистрантов в Москве МГПУ.

Достигнута предварительная договоренность с МГПУ с факультетом «Изящного искусства» кафедрой «Музыкального искусства» о подготовке спецкурса в количестве 25 студентов из РС(Я). Назрела необходимость открытия на базе пединститута СВФУ подготовку учителей музыки.

Ядром музыкального образования являются детские сады. (Слайд 7,8,9)

С программами раннего музыкального образования «Клавирное сольфеджио» Н.А.Бергер, профессора СПб Консерватории им. Немировича-Данченко, Ш.Вудвард, профессора Вашингтонского университета (США), «Раннее музыкальное воспитание детей от О до 3-х» Маргарет Хейден (Нидерланды) и Постулаты «10 причин почему ребенок занимается музыкой» Д.К.Кирнарской, профессора РАМ им. Гнесиных, а также другие парциальные программы распространены для детских садов.

В целом, в РС(Я) 141 тыс детей (с 1 по 11 классы), из них изучают музыку в предпрофессиональных учебных заведениях и детских школ искусств.

Тип учреждений

Всего

Учатся в. учебн.завед.искусств

 

%

Школьников по РС(Я)

141.000

17,2 тыс детей

13,2%

 

 

Проект внедрен

 

СОШ   

628

474

75,5%

ДОУ

619

420

68%

УДОД

111

60

54%,

(не подсчитано количество детей в этих учреждениях, охваченных проектом «Музыка для всех»).

Нормативно-правовая база Национального проекта «Музыка для всех» (слайд 10)

Экскурс  в историю проекта

 Нормативно-правовая база проекта

2013 г.- I Международный конгресс «Музыкальное воспитание путь духовному развитию личности», приуроченный 20-летию школы, на котором состоялось обсуждение и принятие Концепции проекта «Музыка для всех». Кроме этого на заключительном заседании было подписано соглашение между Министерством культуры и Министерством образования о сотрудничестве в реализации проекта. В обсуждении основных положений Концепции проекта приняли участие более 200 человек, в том числе крупные российские и зарубежные деятели в области художественной культуры, музыкального искусства и образования — Москвы, Новосибирска, Оренбурга, Владивостока, Украины, Казахстана, Японии, Ю.Кореи, Австрии и Франции. Среди них были и те, кто сегодня присутствует в этом зале — доктора искусствоведения Константин Владимирович Зенкин, Дина Константиновна Кирнарская.

 2014 г. 29  декабря Правительством РС (Я) принято Распоряжение №1581-р «О реализации республиканского проекта «Музыка для всех» на 2015-2022 годы». И данным распоряжением проект включен в перечень 100 общественных инициатив к 100-летию образования ЯАССР.

 2015 г. состоялся II Международный конгресс «Музыка для всех: международный мастер-класс», на который также были приглашены многочисленные гости из городов России и зарубежья.  В отличие от первого он прошел под патронатом ЮНЕСКО, а в числе почетных гостей Конгресса  присутствовала  Президент Всемирного общества музыкального образования Шейла С. Вудворд (США). Итоговыми документами II Конгресса стали следующие нормативные акты: Якутская декларация, Обращение и Рекомендации по дальнейшей реализации проекта. II Конгресс отличался сугубо практической направленностью — было проведено 26 тематических мастер-классов для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов. Каждый день все желающие могли посещать занятия, проводимые как гостями, так и хозяевами Конгресса.

 2016 г. при Высшей школе музыки был создан Центр проекта «Музыка для всех»,  основными целями и задачами которой являются реализация,  научно-методическое обеспечение и популяризация проекта. С момента создания Центра, работа велась в тесном сотрудничестве с двумя министерствами – культуры и образования - было проведено достаточное количество мероприятий по созданию условий, способствующих активизации внедрения проекта. Всю работу, проведенную за 5 лет по содержанию можно классифицировать следующим образом:

1.         Деловые мероприятия — проведение Конгрессов, Форумов;

2.         Массовые мероприятия — проведение конкурсов, смотров, фестивалей;

3.         Учебные, образовательные мероприятия — организация и проведение Летних творческих школ, мастер-классов, курсов повышения квалификации, методических чтений;

4.         Популяризация проекта — работа со СМИ.

Накопленный  опыт работы музыкальных руководителей дошкольных учреждений, учителей музыки, преподавателей детских школ искусств по проекту отражен в следующих изданиях:

1.         Перспектива развития музыкального образования в рамках реализации проекта «Музыка для всех»: сб.статей II открытых педагогических чтений, вып.2 (сост. Карманова Е.С.) – Якутск: Дани-Алмас, 2017.—359 с.;

2.         «Музыкальное образование детей раннего, дошкольного и школьного возраста в Республике Саха (Якутия)» (сост. Г.А.Семячкина, Е.А.Лахно, С.И.Мегина и др.) – Якутск: Реактив Принт, 2017.— 304 с.

3.         Региональная программа по учебному предмету «Музыка»

4.         Музыка: первый класс: хрестоматия/ [авт.сост: Э.Б.Абдуллин, А.В.Варламова, Б.Р.Иофис]. – Якутск: Бичик, 2016. —104 с.

5.         Музыка: второй класс: хрестоматия/ [авт.сост: Э.Б.Абдуллин, А.В.Варламова, Б.Р.Иофис]. – Якутск: Бичик, 2016. —144 с.

6.         Открытая программа по музыкальной грамоте (Клавирное сольфеджио), 1-4 ступени обучения /  Н.А.Бергер.—Якутск: Издательский дом СВФУ, 2017. — 44 с.

7. Журнал «Музыка для всех» (издается с 2014 г.)

            2019 г. III Международный конгресс: Музыка для всех: от международных мастер классов к международным конкурсам. Состоялся I Международный конкурс молодых исполнителей «Розовая чайка» по 4 номинациям: фортепиано, скрипка, виолончель, «Музыка для всех» приняли участие 418 детей.с 7 до 21 возраста.

            Создаются Музыкальные кластеры по территориальным городским и муниципальным образованиям.

Таким образом,  в настоящее время идет до 2020 года второй этап проекта внедрение «Всеобщей музыкальной грамотности наравне с другими предметами в общеобразовательные школы». Проектом «Музыка для всех» охвачены 75,5 % от общего количества учащихся (141 133 уч.): Если рассмотреть по годам:

По годам

Реализуют проект

% от общего числа

2015 г.-

313 СОШ

64,1 %

2016г

375 СОШ

69,1%

2017г

426 СОШ

70,6%

2018г.

412 СОШ

73,3%

2019г.

474 СОШ

75,5%

 

Учреждения дополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования по сравнению с 2016 годом охват детей республики проектом «Музыка для всех» увеличилась на 23,9%.

годы

Кол-во учрежд. доп.образ. детей

Процент охвата

2016г

27

29,3%

2017

34

24,4%

2018

58

53,2%

2019

60

54%

 

Дошкольные образовательные учреждения

годы

Реализуют проект ДОУ

Процент охвата учреждений

2016г

292

70,8%

2017 г.

402

77,4%

2018 г.

320

73%

2019 г.

420

68%

 

(с 2016 по 2018 г. процент вычислен по отношении УДОД, из числа представивших, отчет по проекту)

 

Written by Администратор   |   Last Updated: Tuesday, 03 March 2020 23:29
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff